ПРОГРАММА
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
«КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (К 100-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МЕЩЕРЯКОВА)
19 декабря 2023 г.
Место проведения конференции - г.Сергиев Посад, ул.Пограничная, д.20.
10.00 – 11.00 Регистрация участников (1 этаж, холл).
Знакомство с Семейным центром им.А.И.Мещерякова для желающих.
11.00 – 11.30 Открытие конференции (1 этаж, Большой зал)
Приветственное слово и краткие воспоминания
Епифанова Галина Константинова, директор Семейного центра им.А.И.Мещерякова
Мещерякова Елена Александровна, дочь А.И.Мещерякова
Леонгард Эмилия Ивановна, к.пед.н., руководитель направления слухоречевого развития сети центров "Радуга звуков", Президент «Центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей»
Голован Надежда Владимировна, Президент МООИ общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», вдова ученика А.И.Мещерякова, Сергея Алексеевича Сироткина
Суворов Александр Васильевич, ученик А.И.Мещерякова, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ «Методика «Черная рука» или вселенная слепоглухих»
Баласанян Арутюн Сароевич, директор Харбердскиого специализированного детского дома, Республика Армения
11.30 – 14.00 Пленарное заседание (1 этаж, Большой зал)
(рук. Галина Константиновна Епифанова, Елена Львовна Гончарова)
1. Епифанова Галина Константиновна, директор Семейного центра им.А.И.Мещерякова, «Современное состояние изучения и обучения слепоглухих детей»
2. Гончарова Елена Львовна,д.психол.н., вице-президент Русской ассоциации чтения по вопросам науки и образования, психологии и педагогики чтения детей с различными нарушениями развития, профессор ЛГУ им. А.С. Пушкина.«Школа «Соколянского-Мещерякова»: в чем ее сила?»
3. Майданский Андрей Дмитриевич, д.филос.н. профессор ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ», г. Белгород; ассоциированный сотрудник Института философии РАН, г. Москва.«Эмоция и мысль: особенности формирования психики у слепоглухих и обычных детей»
4. Леонтьева Вероника Викторовна, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Сергиев Посад.«Возрождение и преемственность российских практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями»
5. Басилова Татьяна Александровна, к.психол.н., профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ.«От «классического» слепоглухого к все более «новому»: история и причины изменения состава слепоглухих»
6. Хохлова Алина Юрьевна и Седрик Моро, научный сотрудник и доцент Высшего Национального института обучения и исследований для инклюзивного образования (INSEI), г. Сюрен, Франция. «Идентификация особенностей восприятия и индивидуальные образовательные программы для детей со слепоглухотой и другими тяжелыми комплексными нарушениями»
7. Головчиц Людмила Адамовна, д.пед.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. «Внутрисистемные связи в образовании детей с комплексными нарушениями»
8. Переверзева Марина Викторовна, к.пед.н., с.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опоро-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ ИКП.«Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными сенсорными нарушениями»
9. Жигорева Марина Васильевна, д.пед.н., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО МПГУ..«Аналитический взгляд на понятийно-терминологическую проблему в контексте образования детей с множественными нарушениями»
10. Кулешов Денис Сергеевич, директор АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех». «Современные цифровые и медицинские средства реабилитации для людей с нарушениями слуха и зрения».
14.00 – 14.30 Перерыв
14.30 – 16.00 Работа секций
Секция 1. «Духовно-нравственное попечение о детях и молодых людях с комплексными нарушениями: традиции и перспективы
(1 этаж, Большой зал)
(рук. Вероника Викторовна Леонтьева, иеромонах Феофилакт (Кириллов))
1. Иеромонах Феофилакт (Кириллов)
2. Аршакян Лев Владимирович, МООИ-ОСПСГ «Эльвира» исполнительный директор, духовник Дома слепоглухих, иерей храма Казанской иконы Божьей Матери в деревне Пучково. «Влияние окружения на формирование православного мировоззрения».
3. Васильева Анна Анваровна, учитель ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области. «Духовно-нравственное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы Центра лечебной педагогики города Пскова)»
4. Мухина Ольга Митрофановна, учитель, регент храма" Явление Богородицы прп. Сергию Радонежскому" при Семейном центре им.А.И.Мещерякова. «Опыт духовно-нравственного воспитания детей с комплексными нарушениями Семейного центра А.И.Мещерякова»
5. Тузинайте Надежда Антанасовна, АНО «Центр социальной помощи во имя преподобного ПаисияСвятогорца», Владимирская обл. «Опыт окормления детей-инвалидов в домовом храме в честь преподобного Паисия Святогорца»
6. Протоиерей Павел Матюшин, Удмуртия. «Опыт духовного окормления семей, воспитывающих слепых детей»
7. Иерей Вячеслав Андросов, г.Владимир.
8. Туманян Дора Гагиковна «Духовно-нравственное воспитание в рамках сопровождаемого проживания подопечных Свято-Софийского социального дома»
Практический семинар «Создание доступной среды в храме для людей с комплексными нарушениями» (место проведения: храм Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому при Семейном центре им. А. И. Мещерякова).
Секция 2. Диагностическое изучение лиц с комплексными нарушениями (1 этаж, Библиотека)
(рук. Людмила Адамовна Головчиц и Елена Витальевна Барбашина)
1. Барбашина Елена Витальевна, психолог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Диагностика индивидуально-личностных особенностей детей с ТМНР»
2. Жихарева Мария Максимовна,руководитель психолого-педагогического направления БАНО «Ясенева Поляна».«Церебральные нарушения зрения: понимание визуального поведения в контексте психолого-педагогической диагностики»
3. Москвитина Наталья Андреевна,психолог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».«Диагностика социально-бытовых навыков у детей с ТМНР»
4. Соколова Ирина Евгеньевна, психолог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Диагностическое изучение пищевой избирательности у детей с ТМНР»
5. Тарновская Татьяна Александровна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».«Педагогическая оценка успешности ребенка в обучении дактилологии, акустической и жестовой речи».
Секция 3. Проблемы обучения детей с комплексными нарушениями (Кабинет ритмики)
(рук. Марина Викторовна Переверзева и Ольга Александровна Дмитриева)
1. Долженко Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры клинической психологииУниверситета «Дубна».«Откат как явление детского развития».
2. Акиндинова Елена Юрьевна,педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».«Методика формирования потребности в игровой двигательной активности у детей с ТМНР»
3. Гаврисенко Анна Алексеевна, воспитатель МБДОУ №18, г.Приморско-Ахтарск, Красноярский край.«Методы и приёмы взаимодействия с детьми дошкольного возраста с ТМНР»
4. Диянова Наталья Вадимовна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Технология развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих комплексные нарушения развития, в состоянии после кохлеарной имплантации».
5. Авдеева Вероника Витальевна, Батукина Марина Ивановна, педагоги ГБОУ "Школа №2053", Москва. «Преодоление эхолалии методом сенсорной интеграции в индивидуальной и фронтальной форме работы»
6. Думова Анна Александровна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».«Технология применения дидактических игр в учебной деятельности с детьми с ТМНР»
7. Емелина Людмила Валерьевна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».«Методика обучения пространственной ориентировке незрячих воспитанников с ТМНР».
Секция 4. Проблемы реабилитации молодых инвалидов
(Конференц зал)
(рук. Татьяна Александровна Басилова и Лилия Афтаховна Абдукамалова )
1. Горохова Наталья Николаевна, Душенкова Наталья Юрьевна – педагоги ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Предпрофессиональная подготовка воспитанников с ТМНР»
2. Карпова Надежда Алексеевна,Захарова Елизавета Сергеевна, педагоги-психологи РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва.Организация обучения кулинарным навыкам молодых людей с психическими нарушениями в условиях Гастрономической модельной площадки (ГАМП) в РБОО «Центр лечебной педагогики»
3. Лагунина Евгения Михайловна– консультант в сфере информационных технологий, психолог-реабилитолог «Дом слепоглухих» в Пучково, Москва.«Социализация слепоглухих взрослых с помощью информационных технологий»
4. Полывяная Алла Владимировна, зав. отделением социальной реабилитации взрослых слепоглухих Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр реабилитации слепых" ВОС, Волоколамск, Моск.обл.«Социальная реабилитация взрослых слепоглухих на базе Центра реабилитации слепых»
5. Родосская Ирина Евгеньевна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Формирование мотивационной потребности в достижении положительного результата у воспитанников с ТМНР в процессе занятий адаптивной верховой ездой»
Секция 5.Организация образования детей с комплексными нарушениями развития (Картонажная мастерская)
(рук. Марина Васильевна Жигорева и Светлана Владимировна Заречнова)
1. Соловьева Ирина Леонидовна, доцент кафедра логопедии Института специального образования ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».«Подготовка специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с сенсорными нарушениями»
2. Бударина Ирина Ивановна, директор Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей». «Технологии ведения разноуровневого обучения учеников с тяжелыми множественными нарушениями развития (включая слепоглухих)»
3. Заболотникова Ирина Николаевна, Бреславская Светлана Константинова, учителя-логопеды ГБОУ «Школа 2053» г. Москва, «Опыт работы с учащимися с комплексными нарушениями: методические приемы, организация учебной деятельности»
4. Зайцева Инна Георгиевна, учитель – дефектолог ГБОУ «Школа № 2053», Москва. «Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: «Классная коррекционно-образовательная среда»
5. Колупаева Анжела Станиславовна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».« Преподавание предметов гуманитарного цикла у воспитанников с ТМНР»
6. Пахомова Светлана Александровна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова».« Преподавание предметов естественно-научного цикла у воспитанников с ТМНР»
Секция 6.Проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с выраженными нарушениями в развитии (Каб. 4117)
(рук. Юлия Владимировна Кремнева и Елена Николаевна Топоркова)
1. Дорофеева Анна Дмитриевна, координатор Межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих», Ростов на Дону. «Проведение дистанционных психолого-педагогических консилиумов для семей слепоглухих детей»
2. Кремнёва Юлия Владимировна, исполнительный директор Межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих», Нижний Новгород. «Участие некоммерческих организаций в поддержке семей и специалистов»
3. Пайкова Анна Михайловна, Кибрик Анна Алексеевна, психологи РБОО «Центр лечебной педагогики «Особое детство». «Модель сопровождения ребенка с ТМНР и его семьи в Центре лечебной педагогики»
4. Полухина Юлия Павловна, младший научный сотрудник НИИ НДХиТ, г. Москва, ,ассистент кафедры клинической психологии, аспирант Университета «Дубна», г. Дубна, Москов.обл. «Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью».
5. Исакова Оксана Витальевна, педагог ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова». «Семейная игровая практика как средство комплексной коррекции и социализации детей с нарушениями коммуникативного развития»