Версия для слабовидящих

ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда России

141301 Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Пограничная, д. 20

Телефон

8 (496) 540-60-58

Эл. почта info@deaf-blind.ru

Наш дом

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. В его организации и становлении принимали участие известные ученые И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков. 

Детский дом находится на северо-востоке Московской области (70 км от Москвы) в старинном городе Сергиевом Посаде, прославленным своей знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. 

На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мас-терские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки. Все строения детского дома, а также недавно построенное здание Храма соединены теп-лыми крытыми переходами. 

 

Территория детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ЮНИСЕФ, а также при непосредственном участии руководителя и ведущих специалистов Сбербанка России. 

На протяжении всего периода существования учреждение решает задачи помощи детям-инвалидам по зрению и слуху, а также детям с множественными нарушениями развития, нуждающимся в уходе, быто-вом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации. 

Основные цели детского дома: 

  • предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, осно-ванного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях. 

В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития. 

Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распреде-ляются по отделениям: 

Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тя-желыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет). 
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями. 
Образовательно-воспитательные цели: 

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков. 
  2. Формирование средств общения. 
  3. Формирование сенсорного опыта детей. 

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсе-ков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды. 

Социально - коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет). 
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики. 
Образовательно-воспитательные цели: 

  1. Формирование социально-бытовых навыков. 
  2. Развитие элементарных трудовых навыков. 
  3. Терапия проблемного поведения. 

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на терри-торию осуществляется из отсека. 

Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями раз-вития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет). 
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты). 
Образовательно-воспитательные цели: 

  1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам. 
  2. Развитие вербальных средств общения. 
  3. Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропростран-стве с применением специальных средств и приемов. 
  4. Формирование социально-бытовых навыков. 
  5. Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома. 

Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты на-ходятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, ком-пьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный. 

В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне. 
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой. 

Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ог-раниченными возможностями развития. 
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет. 
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной неза-висимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество. 
Образовательно-воспитательные цели: 

  1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома. 
  2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений. 
  3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома). 
  4. Организация интересного и развивающего досуга. 

Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитан-ники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже нахо-дятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже - хорошо обору-дованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников. 

Поскольку в детском доме обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития, педагоги в своей коррекционной и учебно-воспитательной работе опираются на более чем 30 различных учебных программ, часть из которых созданы сотрудниками детского дома или с их участием. 

Учитывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложная задача в связи с общей тенденцией к утяжелению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников. 
Важнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными тяжелыми на-рушениями развития является внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не применялись. 

Часть этих методик разработана внутри детского дома, другая - за-имствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируются к нашим усло-виям. 

Научно-экспериментальная и консультативная работа в детском доме. 

Большую роль в деятельности детского дома играет научно-экспериментальная работа, в рамках которой изучается проблема со-держания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений. 

Необходимость составления индивидуальной программы для каж-дого воспитанника, поиск соотношения различных видов деятельности и их интенсивности с отдыхом требуют постоянного творческого поиска и освоения передового зарубежного и отечественного опыта. 

В области научно-практической и экспериментальной деятельности наше учреждение сотрудничает с Государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром лечебной педагогики, Институтом специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) и другими, а также рядом зарубежных институтов и международных организаций. 

Начиная с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференциях под эгидой Международной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщениями и видеоматериалами из опыта работы (Португалия – 1, Литва – 2, Голландия – 1, Словакия – 4, Италия – 2, Австралия –2, Украина –2, Белоруссия - 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференциях в Испании, Болгарии и Канаде. 

На базе детского дома ежегодно проводятся несколько междуна-родных семинаров и конференций. 

Сотрудники детского дома постоянно оказывают консультативную помощь родителям и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы обучали коллег в странах СНГ: Армении, Казахстане, Белоруссии, Молдове, Литве, а также в странах Восточной Европы: Болгарии, Словакии, Польши. 
Детский дом является экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ. 

Атмосфера детского дома. 
В детском доме создана особая атмосфера, которая ломает устоявшиеся представления о детских домах, где неуютно и холодно детям. Наш дом – теплый! 
В нем создана своя, особенная, уютная атмосфера с зонами учебы, от-дыха, живой природы. 
Прекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, занятия иппотерапией - все способствует лучшему соотношению деятельности и отдыха детей. 
Здесь часто устраиваются общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождения ребят, театральные представления, которые надолго ос-таются в памяти и отражаются воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Наша жизнь», который издается уже около 20 лет. 
Таким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзья-волонтеры детям, позавидуют и профессионалы.

Доступная среда для детей-инвалидов по зрению и слуху с дополнительными нарушениями.

В течение ряда лет администрация учреждения предпринимала серьезные усилия, направленные на организацию доступной среды для инвалидов по зрению, слуху, а также имеющих нарушения моторики. В настоящее время в детском доме имеется оборудование, позволяющее детям с ограниченными возможностями быть более самостоятельными и независимыми в плане передвижения и ориентации в помещениях и на территории учреждения, а также получать доступную необходимую информацию, адекватными средствами.

Установлен лифт в холле детского дома - доступны все помещения на 2 этаже главного здания.

В общежитии установлены 2 электрических подъемника на второй этаж – доступны все помещения на 2 этаже общежития и мастерских.

Установлены отбойники и направляющие (поручни) в холле детского дома, вокруг актового зала, в медицинском блоке, в переходах к мастерским, в 3 блоке.

Все помещения учреждения обозначены специальными метками (брайль, рельефы, рисунки); специальные метки размещены на полу в 3 блоке.

Установлены информационные доски по брайлю в холле.

Ряд помещений детского дома (актовый зал, спортивный зал, храм) оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой (FM – системы).

Выполнены и размещены в надлежащих местах планы эвакуации  отделений детского дома, выполненные, в том числе, и для незрячих (брайль, рельефы).

Выполнен  капитальный ремонт главного входа в детский дом; входная группа оборудована специальными средствами для незрячих и людей с проблемами передвижения (пандусы, направляющие, отбойники, специальное покрытие).

Все площадки детского дома оборудованы спортивными комплексами, качелями, песочницами, беседками; площадка для дошкольников оснащена специальным нетравматичным покрытием.

Дорожки на  территории учреждения имеют разное покрытие и направляющие для реализации возможности самостоятельного передвижения детей с недостатками зрения.

Более 50% территории озеленена, разбит яблоневый сад, высажены кустарники, в том числе красная и черная смородина. 

Наверх